Главная » Файлы » Педагогу на заметку » Консультации |
23.11.2016, 07:13 | |
Экономика и дети. До недавнего времени такое словосочетание встречалось редко. Сегодня экономическое образование – предмет специального исследования в дошкольной педагогике. Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными явлениями, как безработица, отсутствие средств для осуществления семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных им товаров? Начинать надо уже в детском саду, ведь дети старшего возраста достаточно четко представляют границы финансовых возможностей своей семьи, хорошо ориентируются в денежных знаках, легко могут оперировать ими при покупке в «магазине», созданном в детском саду. Необходимо начать с разработки и оформления сюжетно-дидактических игр, связанных с экономикой. В первую очередь расширить «ассортимент» атрибутов в «магазине», «напечатать» свои «деньги». В ходе игр дети знакомятся с такими понятиями, как «цена», «чек», «товары оптом и в розницу», «выгода», «заработная плата». Затем можно открыть «Кондитерскую фабрику». Ребят можно научить делать конфеты, печь печенье; покупать, продавать, отсчитывать деньги. Они будут с азартом трудиться и вести подсчеты «доходов». Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических понятий. Ребята включаются в планирование семейного бюджета и спокойнее воспринимают временное безденежье родителей, быстрее и эффективнее усваивают математические операции: счет, сложение, вычитание. Остановимся на методике проведения занятий по теме «Знакомство с семейным бюджетом». Занятие можно начать с вопросов: кем работают твои родители? Что родители получают за свою работу? Что такое деньги? Затем детям предлагается внимательно рассмотреть бумажные купюры и монеты, сравнить их: чем похожи и чем отличаются? Нужно обратить внимание на то, что на деньгах указана их стоимость, изображены герб, флаг, есть числа, слова; что деньги сделаны из разного материала (бумажные и металлические) и т.п. А откуда берутся деньги? Где их делают? Рассказать о том, что существуют специальные заводы по изготовлению денег – государственные монетные дворы, но сообщить детям, что деньги мы берем не оттуда. Как же они попадают к нам в дом? Необходимо подвести детей к разговору о зарплате, проанализировать с ними это слово (плата за работу). Где родители получают деньги? Кто их им дает? Рассказать о профессии бухгалтера, кассира, о том, как оформляются документы, по которым выдаются деньги. Итак, родителям выдали на работе зарплату, и в доме появились деньги. Эти деньги составляют семейный бюджет, как правильно им распорядиться? На что потратить? Во время обсуждения подчеркнуть, что в каждой семье есть доходы (папина и мамина зарплата) и расходы. Пусть дети сами ответят, на что их семья тратит деньги (покупают продукты, вещи, плата за телефон, проезд в транспорте и т.д.). Никогда не нужно просить называть реальный доход семьи, анализируем абстрактные придуманные цифры. Итак, в семейном бюджете есть доходы и расходы. Если из первых вычесть вторые, то останется сумма не растраченных денег, ее можно отложить, чтобы в будущем сделать большую и нужную покупку. Затем можно переходить к знакомству с еще одним новым словом – «аванс». Понять его значение детям помогут разноцветные «деньги», которые вы можете изготовить вместе с ребенком на красной, синей, зеленой бумаге. Дети сами придумывают, что можно изобразить на ваших банкнотах. Ведь деньги должны быть не только красивыми, но и иметь определенную стоимость. За хорошо выполненную работу в группе или на участке, каждый ребенок может получить «зарплату» - эти деньги они потратят во время игры «магазин». Сначала ребенку выдается только часть зарплаты и объясняется, что это называется «аванс». Записывается, сколько денег получил каждый ребенок. Через какое-то время выдается остаток зарплаты. Все деньги хранятся, как положено в «кассе», оттуда ребенок их получает. К экономическому воспитанию детей необходимо подключить и родителей. Попросить их, например, вместе с детьми составить семейный бюджет на месяц. Очень часто участие детей в семейном бюджете ограничивается требованием купить, дать денег и т.п. родители возмущаются необоснованными на их взгляд требованиями своих чад, а те в свою очередь, жалуются на непонимание взрослых. Назревает семейный конфликт. Возможно, его можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи. О зарплате родителей. Это помогло бы ему не только реально представить финансовые возможности семьи, но и почувствовать себя ее полноправным членом, мнение которого тоже уважается. Рекомендуется выполнить некоторые задания вместе с детьми, например, заполнить таблицу семейных расходов и обсудить результаты. Попытайтесь объяснить причину различия в долях денежных средств, которые разные семьи затрачивают на удовлетворение семейных потребностей. Подумайте о том, как влияют на расходы возраст членов семьи, наличие своего дома или квартиры, наличие огорода, дачи, круг интересов семьи, цены на товары и услуги. Материал взят на сайте «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru | |
Просмотров: 393 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |