Главная » Статьи » Родительская энциклопедия » Консультации |
Уважаемые родители! Думаем, что все вы понимаете, что готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями и др. Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произвольность поведения). Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания взрослого (в будущем – учителя); подчинять свое поведение установленным правилам. Однако не путайте, пожалуйста, интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, писать или считать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников. Обученность может облегчить жизнь вашего ребенка в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но здесь же кроется и опасность - ему будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится. Поэтому нам, взрослым целесообразнее сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, и на здоровье будущего первоклассника. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребенок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенное. Дополнительная психическая и физическая нагрузка тяжела для ребенка, он может потерять веру в свои силы. Еще в детском саду выясняется, есть ли у ребенка дефекты речи. Все мы понимаем, что речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма. Поэтому необходимо обратиться к логопеду за консультацией и своевременно начать занятия. Ещё один очень важный момент - желание учиться. Опросы детей подготовительных групп показали: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс потому, что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важному шагу в жизни. Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является основой его готовности к школе. Помните: ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке. Кроме того, наш будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности. Таким образом "портрет" идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств: • стремление к общению со сверстниками; • желание учиться (уметь читать, писать, считать); • хорошее здоровье; • эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и др.); • грамотная речь, связное изложение своих мыслей; • стремление к сотрудничеству со взрослыми; • развитая произвольность поведения; • любознательность и стремление к открытиям; • хорошо сформированная координация движений и графических навыков. Каждый из вас, уважаемые родители, знает, какое качество наиболее значимо именно для его ребенка, и при активной помощи воспитателя будет его развивать. Главное, не переусердствовать и не отбить у ребёнка желание идти в школу. Немного об игре Общаясь с родителями воспитанников детского сада, можно услышишь такие высказывания: "Детям скоро идти в первый класс, а вы все играете. Это несерьезно. Мы будем ходить на курсы подготовки к школе". И вот вечером сын шести с половиной лет прячется от мамы в шкафу и кричит оттуда: "Не хочу в школу! Хочу играть!" Через месяц мальчик уже не кричит, а тихо, беспомощно плачет. Для многих родителей детская игра - пустое времяпровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда - за игру. А жаль! Ведь игровая деятельность - основа психического развития дошкольника. В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе. Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели распределять и разыгрывать роли, умели договариваться. Многие проницательные родители приводят в детский сад перед школой своего развитого не по годам ребенка, чтобы он научился быть членом детского коллектива, умел общаться со взрослыми. Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младшего возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль им кажется особенно значимой. Практика показывает: "недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические проблемы. Так давайте дадим детям возможность "доиграть", чтобы учеба в школе стала успешной и принесла им радость. Надеемся, наши советы помогут вам и вашему будущему ученику! | |
Просмотров: 297 | |
Всего комментариев: 0 | |