MENU
Главная » Статьи » Родительская энциклопедия » Консультации

Кризис 7 лет

Уважаемые взрослые!

Напомним Вам, что возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. За время пребывания в детском саду ребёнок проходит два таких этапа. Один из низ  уже позади -  это кризис трех лет(переход от младенчества к дошкольному  возрасту).

Второй - кризис семи лет (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом) приходится как раз на старший дошкольный возраст. На этом этапе происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).

Итак, кризис семи лет

Ребенок прощается с детским садом, он на пороге еще одной ступеньки детства. Впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.

Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

1. Умственная, интеллектуальная готовность.

К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).

2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность.

Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.

Уровень школьной зрелости проверяет психолог, работающий в детском саду, он поможет заранее выявить проблемы и подскажет, как помочь ребенку.

Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет (на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течение 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.

Признаки кризиса

Основные симптомы кризиса:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Так же у ребёнка могут возникнуть: повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка.

Возможные неблагоприятные последствия

Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.

Советы родителям

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В подготовительной к школе группе тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Заранее выясните, какой у ребенка уровень школьной зрелости.

Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги и прочее), речи (чтение сказок, стихов, беседы и т.д.).

Поощряйте общение со сверстниками.

Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; при помощи специальных игр и упражнений).

Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).

Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).

Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, общей ослабленности организма не стоит записывать ребёнка в специальный класс с повышенной нагрузкой (класс интенсивного развития); параллельно со школой водить в секции (повремените полгода)

Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.

Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

Категория: Консультации | Добавил: Minnigulova (10.12.2016)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

uCoz